20 мая в Музее прошла ежегодная просветительская акция "Ночь музеев". 10 часов научно-познавательных мероприятий в режиме нон-стоп, более 200 участников (гостей и жителей города) в возрасте от 0 до 80 лет. Вся музейная программа была встроена в единую тематическую канву: СВЯЗЬ. Гости музея смогли посетить экскурсию по городу "Архитектура институтской Дубны" и по музею «Научная Дубна: связь событий», познакомиться с выставкой-комиксом "Со_единение: 7 взглядов на коммуникацию", принять участие в квест-ориентировании «Город на связи», понаблюдать за опытами и экспериментами «Никола Тесла и его мечты о беспроводной СВЯЗИ», сразиться в битве умов в интеллектуальных играх.

3-х часовая экскурсия "Архитектура институтской Дубны: связь времен" дала старт акции. Вместе с гидом из нашего музея экскурсанты перелистали страницы истории научной, Институтской Дубны. Участники полюбовались старыми институтскими коттеджами, а в их лице прочувствовали воплощённую у берегов Волги градостроительную идею города-сада. Познакомились с культурными очагами Дубны, настоящими и бывшими, с памятниками как сталинского ампира (это прежде всего – Административный корпус ОИЯИ и Дом культуры «Мир»), так и архитектурного модернизма: бассейн «Архимед», гостиница «Дубна-1», Дом международных совещаний... Особое внимание было уделено оригинальным идеям болгарских архитекторов, подаривших Дубне 1960-х-70-х годов целых два городских квартала, с их неожиданным южным колоритом. Экскурсанты подробно ознакомились с историей и архитектурными особенностями замечательной институтской библиотеки им. Д.И. Блохинцева, выполненной в болгарской версии модернизма. Несмотря на целый ряд реконструкций, библиотеке удалось доныне сохранить продуманное архитектором гармоничное сочетание красоты, функциональности и уюта… Мы также надеемся, что надолго запомнится экскурсантам посещение ещё одного памятника болгарского модернизма - гостиницы «Дубна». Украшенная волнистым декором, она органично вписалась в выигрышный географический контекст и стала архитектурной доминантой парковой зоны. Зайдя внутрь и пройдя мимо панорамного сграффито гостиничного холла, символизирующего волжские просторы, а затем поднявшись по винтовой лестнице на 3-й этаж, экскурсанты осмотрели номер, где обычно останавливались очень любившие Дубну поэты-шестидесятники А.А. Вознесенский и В.С. Высоцкий.

В музейном лектории прошла презентация выставки-комикса «Со-единение: семь взглядов на Коммуникацию». В подготовке к выставке участвовали Универсальная библиотека им. Д.И. Блохинцева ОИЯИ, Музей истории науки и техники ОИЯИ и Фонд «Будущее время». В основу выставки легли научные комиксы. Команда иллюстраторов совместно с научными популяризаторами создали комиксы о знаковых российских изобретениях, научно-технических достижениях наших великих соотечественников, объединенных темой «Связь и коммуникации». Соавторы выставки – дубненские подростки, именно они раскрывали свое видение понятия «коммуникация». С помощью кураторов они учились формулировать идеи, находить формы для их воплощения, доносить задумку через истории, предметы, видео и звук. Ребята знакомились с коллекцией памятников науки и техники, исследовали понятие «коммуникация», продумывали сюжеты о том, как связь и коммуникации объединяют людей и влияют на общество, готовили экспонаты, создавали проекты. Для наполнения выставки ребята использовали аудио-инсталляцию о развитии средств человеческого общения, видео-инсталляцию о хрупкости нашей обыденной жизни, комиксы о детско-родительских отношениях, визуализацию исследования о белых пятнах нашего города, арт-объект о красных нитях связи стран-участниц ОИЯИ, интерактивную инсталляцию о письмах как о мостах, которые делают нас ближе друг другу, и pop-up мост как символ общения и связи. Выставка продолжит свою работу в музее до 20 июня.

Квест-ориентирование «Город на связи» было организовано и проведено Музеем совместно с центром «Дружба» (отделение туризма). В этой увлекательной и познавательной краеведческой игре участвовало 37 команд, которые состояли из детей, взрослых и родителей с детьми. Участники пешком, на самокатах и велосипедах путешествовали по родному городу. Квест состоял из контрольных точек (достопримечательности и памятные места институтской Дубны, всего их 17) и маршрута между ними. На контрольных точках звучала небольшая история и предлагалось ответить на вопрос викторины. Командам пришлось изучать памятники, надписи, делать вычисления, отгадывать ребусы, находить скрытые точки, вспоминать историю Дубны и ОИЯИ, искать ответы в Периодической таблице химических элементов. Вопросы потребовали от участников терпения, эрудиции и сообразительности. Как итог: незабываемая прогулка по Институтской части, удивительные места, разгадывание тайн, новые знания. 

В залах основной экспозиции музея прошли два экскурсионных сеанса на тему «Научная Дубна: связь событий», где были освещены базовые вехи истории первых лабораторий Дубны и международного института ОИЯИ.

Продолжила программу демонстрация цикла опытов и экспериментов «Никола Тесла и его мечты о беспроводной СВЯЗИ». Юным и взрослым участникам "Ночи музеев" были показаны 15 зрелищных электрических опытов, связанных с именами великих физиков, великих изобретателей Николы Теслы и Роберта Ван де Граафа. Часть опытов демонстрировалась в темноте. Зрелищные и отчасти опасные опыты вызвали массовый восторг и целую кучу вопросов юной аудитории… Опыты с плазменными шарами и Катушкой Теслы были прокомментированы некоторыми фактами удивительной биографии их создателя.

Затем состоялась детская интеллектуально-развлекательная командная игра на тему «СВЯЗЬ. Не Интернетом единым». 4 команды любознательных ребят и 1 команда родителей схлестнулись в битве умов, эрудиции, интуиции и сообразительности. В вопросах были загаданы античные гонцы, африканский тамтам, символика узелкового письма кипу, голубиная почта, телеграф, телефон … Игра вызвала живой интерес детей, спортивный азарт и способствовала расширению их кругозора. Интересно, что подчас не без труда давались ребятам вопросы, завязанные на письмах в конверте, столь привычных старшему поколению. А вот для детей это уже архаика…

А заключительным мероприятием стала интеллектуальная игра для трёх взрослых команд «Найди связь за 1 минуту», также отмеченная яркими эмоциями и спортивным азартом.