Самое прекрасное, что мы можем испытать в жизни - это загадочность.
Она является источником всякого настоящего искусства или науки"

Альберт Эйнштейн

Именно её, эту загадочность мира видят наши дети. Она побуждает детей всегда и везде задаваться вопросами "а как?", "а почему?", "а зачем?" и интересоваться самыми разнообразными вещами, не затрагивающими порой непосредственно нашего существования. Внимание взрослых к первым попыткам исследовать мир, и есть тот навигатор, который поможет найти в ребенке талант, превратить задатки в способности. С этой целью и проводятся в нашем городе Менделеевские чтения.

С инициативой организовать в Музее истории науки и техники ОИЯИ научно-практическую конференцию под названием "Менделеевские чтения" выступила руководитель отделения "Оригами" Муниципального центра дополнительного образования И.В. Глаголева. Совет Музея истории науки и техники ОИЯИ поддержал это начинание и решил сделать Чтения ежегодными.

Задача инициаторов и организаторов Чтений - дать возможность ребятам (школьникам младших и средних классов), которых интересуют различные научные явления, рассказать о них ярко, доходчиво, увлекательно не только в стенах своих классов, на занятиях кружков, но и в другой аудитории, в данном случае - в Музее ОИЯИ.

Наши чтения ставили своей целью не только расширить кругозор и сделать шаг в сторону от обыденной повседневности, но и привить вкус к любознательности, исследовательскому отношению к миру, избежать шаблонов восприятия и не поддаться инертности мышления.

Почему Чтения названы Менделеевскими? На этот вопрос ответила во вступительном слове И.В.Глаголева: "Д.И.Менделеев, его служение науке, его разносторонний гений, его достижения в различных научных областях должны стать примером для тех, кто хочет избрать своей профессией науку и технику, встать на путь познания". И первые шаги на этом пути участниками чтений уже сделаны.

 

2020 год

Чтения 2020 года открылись 16 февраля лекцией сотрудника Музея ОИЯИ А. Е. Злотниковой «Удивительные изобретения, сделанные детьми». Лектор начала свой рассказ с ручных лопаток для плавания, которые изобрёл и сам изготовил 12-летний Бенджамин Франклин, а завершила оригинальными и полезными изобретениями наших юных современников.

Затем школьники 4-8 классов сделали доклады на физические и химические темы: «Кофеин в нашей жизни», «Домашняя вермиферма», «Движитель без движущихся деталей» и «Как законы Фарадея помогают улучшать материалы».

Неподдельный восторг юной аудитории вызвали опыты с трансформатором и плазменными шарами Николы Тесла, которые продемонстрировал К. Э. Козубский.

24 февраля – второй этап «Менделеевских чтений». Ребята сделали доклады по математике, физике и химии: «Буквы в цифре», «Эволюция зубной щётки», «История чернил», «Золотое сечение во Вселенной, на планете и в Дубне», "Домашняя вермиферма".

Все докладчики «Менделеевских чтений» получили памятные дипломы и подарочные наборы. Завершились Чтения 2020 года интеллектуальным брейн-рингом «Изобретения, которые изменили мир». В игре участвовали три детских команды и одна родительская.

Подробнее в статье VI Менделеевские чтения 

2019 год

Чтения 2019 года стали особенно насыщенными! Ведь нынешний год – юбилейный, он посвящен 150-летию Периодической таблицы химических элементов.

Проходившая в рамках Менделеевских чтений научно-практическая конференция школьников открылась лекцией А.Е. Злотниковой «Удивительная Периодическая таблица химических элементов», в которой лектор рассказала об уникальной личности Д.И. Менделеева и о не менее уникальных фактах, «запрятанных» в клетках его таблицы… Восемь школьников 4-8 классов сделали доклады на химические темы: «Вредна ли кока-кола? Мифы и реальность», «Цветное пламя», «Почему клей клеит» и другие. Все докладчики получили памятные дипломы, сувениры с символикой ОИЯИ и наборы для химических опытов. Бурный восторг юной аудитории вызвали оригинальные и зрелищные химические опыты, которые продемонстрировали сотрудники ОИЯИ Вадим Ской и Дмитрий Дряблов.

Музей организовал две интеллектуальных игры. Квиз для школьников «Удивительная химия» надолго запомнится духом спортивного азарта, активной вовлеченностью в игру всех пяти команд (4-х детских и одной родительской). Чрезвычайно увлекательным был и брейн-ринг для взрослых «Элементы», посвященный загадочным фактам из жизни Периодической таблицы.

Подробнее в статье Менделеевские чтения в музее ОИЯИ

2015 год

Мероприятие собрало большое количество участников - как докладчиков (в этом году их было 22), так и слушателей (учителей, друзей и родителей).

На протяжении шести дней школьники младших и средних классов в возрасте от 8 до 12 лет выступали с научно-познавательными докладами, которые сопровождались красочными презентациями, увлекательными опытами и экспериментами.

Темы докладов были разнообразные и интригующие: - феноменальные лошади; - деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются;- шахматы – игра, искусство, наука;  - реклама – психологическая атака; - музыке в стекле; - мой дом – моя крепость; - гидравлическая рука-робот и другие.

Ежедневно выступления докладчиков заканчивались чаепитием и проведением экспериментов с помощью экспонатов музея.

На торжественном закрытии Чтений перед участники выступили сотрудники музея с демонстрацией увлекательных опытов, в том числе с жидким азотом. Докладчики и их руководители получили заслуженные награды – дипломы, благодарственные письма и научные наборы.

2014 год

В этом году Чтения были посвящены 180-летию со дня рождения великого русского ученого Д.Менделеева.

Мероприятие собрало большое количество участников - как докладчиков, так и слушателей. 16 детей в возрасте от 7 до 12 лет в течение нескольких дней выступали со своими научно-познавательными докладами, каждый из которых сопровождался экспериментами и опытами.

Темы докладов были разнообразные и интригующие: - бобслей - как кататься на бобах?; - ёж: во всеоружии, но героически миролюбив - как сварить полезное ископаемое?; 
- тропические цветы: самые-самые-самые; - ворона и человек: кто кого изучает?; - самодельный магнитный компас и другие.

Слушатели (дети, их родители, бабушки и дедушки) с большим удовольствием принимали участие в предлагаемых экспериментах.

Взрослые также выступили со своими докладами. Научный сотрудник музея А.А. Расторгуев представил на суд взрослой аудитории увлекательный рассказ на тему "Д.Менделеев. История и легенды".

 

2013 год

Мероприятие было посвящено 100-летию выдающегося ученого, академика Г.Н. Флерова.

Каждый вечер в течение недели и на торжественное закрытие в субботу собиралось примерно 30-40 детей, более десяти ребят и четыре преподавателя выступили с докладами и демонстрацией опытов. Они сопровождались красочными презентациями на большом экране.

14 докладов были посвящены самым разнообразным темам: 
- изобретениям ("Как изобрели фотоаппарат", "Батарейки из картошки", "Флейта и бутылкофон", "Как человек научился летать"); 
- явлениям природы ("Радуга", "Дельфины - люди моря", "Змеи - первое знакомство"), 
- практическим исследованиям ("Муравей на ленте Мёбиуса", "Как мы измерили скорость света", 
"Как мы измерили радиус Земли").

У каждого докладчика был свой научный руководитель, преподаватели Центра дополнительного образования, - С.А. Писарева, И.В. Глаголева, В.С. Рыбин. Многие родители принимали самое активное участие в подготовке этой конференции, даже был семейный дуэт: А.С. Деникин и его дочка Арина выступили с научными докладами.

Запомнится ребятам и последний день - торжественное закрытие Менделеевских чтений с запуском в небо "волшебных" фонариков, чаепитием и награждением.